Новости – Общество
Общество
Звучание конского хвоста
Зубер Евазов. Фото: Юлия Верниковская
Мастер старинных музыкальных инструментов рассказал РП, как в крови просыпается память народа
16 октября, 2014 13:05
4 мин
Мастер из Нальчика Зубер Евазов, возрождающий старинные музыкальные инструменты черкесов, произвел сенсацию республиканского масштаба. 15 октября в конференц-зале нальчикского Института бизнеса он презентовал публике инструмент, придуманный и сделанный им самостоятельно.
Это шестиструнная версия знаменитой шикапшины — струнного смычкового инструмента адыгов с приглушенным, но богатым интонациями звучанием. Название инструмента происходит от двух адыгейских (черкесских) слов: шиче — конский хвост и пшин — музыкальный инструмент. Шичепшин был известен на Северном Кавказе у адыгов (черкесов) с давних времен.
Зубер не только много лет изготавливает шикапшины, восстанавливая одну старинную модификацию за другой, но и учит желающих на них играть. Учеников у него достаточно, причем не только с Кавказа, но и из разных регионов страны. Есть у Зубера одна московская ученица.
На презентации Заслуженный деятель искусств РФ, композитор Джабраил Хаупа попросил проверить звучание нового инструмента. Сначала ученики Зубера сыграли на двухструнной и четырехструнной шикапшинах, какими они были в старину. Затем в руках Зубера зазвучала новая, шестиструнная. Композитор Джабраил Хаупа отметил, что с удовольствием бы писал музыку для такого инструмента.
– Это исторический момент, который войдет в историю всего Кавказа, поскольку инструмент, похожий на шикапшину, есть у многих северокавказских народов. Детище Зубера еще себя покажет, — заявил на презентации доктор искусствоведения, преподаватель Северо-Кавказского института искусств Беслан Ашхотов.
Сам Зубер Евазов первый раз услышал шикапшину, когда был 13-летним учеником музыкальной школы по классу скрипки, и звучание инструмента его потрясло.
– Это не объяснишь. Но когда я впервые услышал звук шикапшины, то почувствовал, что во мне просыпается память народа. Что это — трудно объяснить, это что-то в крови, — рассказывает Зубер.
В Нальчике жил уникальный мастер — Владимир Ойберман, который восстановил и заставил звучать около полутора сотен старинных, практически исчезнувших инструментов народов Северного Кавказа. К нему Зубер отправился с намерением приобрести шикапшину. Но мастер все время говорил: «Скоро сделаю… Скоро будет…», а сам заметно тянул время, стараясь как можно чаще зазывать мальчика к себе в мастерскую. Так Зубер стал учеником знаменитого мастера. Сейчас он через слово вспоминает Ойбермана: у него он перенял не только квалификацию, но и отношение к народным инструментам.
За свои 38 лет Зубер успел поработать в нескольких именитых ансамблях народного творчества и несколько коллективов создал сам. Учебу, участие в фестивалях и концерты Зубер еще много лет совмещал с работой в мастерской Ойбермана, сопровождая его в поездках, где мастер изучал музыкальные инструменты разных народов. Путешествуя по Северному Кавказу, он почувствовал вкус к узнаванию и постижению самых разных музыкальных инструментов. А уехав на год в Абхазию, Зубер Евазов обнаружил там инструменты, очень похожие на те, что звучали когда-то на его родине.
Когда Зубер сделал свою первую шикапшину, Владимир Ойберман попросил его сыграть. После этого музыкальное училище Зубер заканчивал уже по двум классам — скрипки и шикапшины.
– Это Ойберман, который пользовался огромным авторитетом, ради меня добился открытия в училище класса шикапшины, — рассказал Евазов.
После того, как Ойберман покинул республику, Зубера взял под свою опеку ректор Института бизнеса, ревнитель национальной культуры Феликс Хараев, бывший мэр Нальчика. Зубер вспоминает, что Хараев как-то сказал ему: «Ойберман уехал, шикапшина исчезает, а этого не должно произойти. Ведь народ существует, пока имеет свою музыку и свои музыкальные инструменты». Именно Хараев предоставил Зуберу мастерскую, где тот теперь делает шикапшины, а также помещение для обучения игре на инструменте. Сейчас здание приводят в порядок, и вскоре там будут и учебные классы, и мастерские, и музыкальный музей.
Зубер Евазов не исключает, что жизнь свою посвятит шикапшине — иначе ему не позволят поступить ни черкесская кровь, ни наука Владимира Ойбермана.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости