Новости – Общество
Общество
«Казахи верили, что к ним везут людоедов»
Фото из фондов мемориального дома-музея Кайсына Кулиева
Историк Кавказа — о том, как проходила и чем закончилась депортация балкарцев 1940-х годов
28 марта, 2016 15:22
6 мин
28 марта в Кабардино-Балкарии отмечается День возрождения балкарского народа. Этот день в официальном календаре республики стал выходным после указа первого президента КБР Валерия Кокова от 25 марта 1994 года.
13-летняя эпопея пребывания балкарцев на чужбине началась в 1944 году. Как известно, после освобождения территории Северного Кавказа от немецких оккупантов многие кавказцы — 62 народа и 15 этнических групп — были целиком высланы со своих исконных мест проживания в отдаленные районы Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Балкарскому народу, как и большинству остальных депортированных, вменялись сотрудничество с немецкими оккупационными властями и массовый переход на сторону противника в период битвы за Кавказ и летнего наступления вермахта в 1942 году.
Как проходила депортация балкарцев, «Русской планете» рассказал кандидат исторических наук, профессор Академии военных наук Залим Залимханов.
– Рано утром 8 марта 1944 года все балкарские села были окружены кольцом войск НКВД. Два часа были объявлены на сборы, после чего все жители на грузовиках вывозились на товарную станцию Прохладную. Оттуда в «телячьих» товарных вагонах, запертые снаружи по нескольку десятков человек, под конвоем, около 40 тыс. балкарцев эшелонами были отправлены в голодные степи Казахстана, а также в некоторые районы Киргизии и Узбекистана. Только по пути к месту ссылки погибло около половины (48%) балкарцев. Гибли в основном старики и дети. Условия содержания депортированных во время следования эшелона были неимоверно тяжелыми. Духота, сменяющаяся холодом, скученность, отсутствие чистой воды, медикаментов, какой-либо медицинской помощи, голодный паек были причиной высокой смертности высылаемых.
В это же самое время 16 тысяч отцов, братьев, сыновей депортируемых балкарцев сражались и гибли на фронтах Великой Отечественной войны. За всю войну 12 солдат и офицеров-балкарцев были представлены к званию Героя Советского Союза, но золотую звезду Героя получил лишь один из них — советский ас Алим Байсултанов. «Галочка» в графе «национальность» играла важную роль.
Фото из фондов мемориального дома-музея Кайсына Кулиева
В первые годы депортации — с 1944-го по 1946-й — смертность среди высланных была чрезвычайно высока. Люди мерзли и голодали. В первое время жили в выкопанных своими силами землянках, временных жилищах. Мои старшие родственники рассказывали мне такой случай: возвращаясь в поселок с работы в поле, несколько дней подряд слышали в одном из жилищ в нашем «балкарском» околотке детский плач. Когда наконец решились зайти, то увидели мертвую семью. Сначала умерли родители, а затем, через несколько дней, и их маленькая дочка. Это она плакала. Люди догадывались, что ребенок плачет от голода, но взять его никто не решился, потому что все жили в страшной нищете и ни у кого не было лишнего куска хлеба.
Местные жители — казахи — первое время к нам и не приближались. Спустя какое-то время они со смехом рассказывали, что верили, будто к ним на поселение везут людоедов. Со временем в нас увидели обычных людей и относились соответствующим образом. Балкарцы дали толчок развитию этих пустынных районов. Они были незаменимыми животноводами. Передавали животноводческий опыт, обогатили бытовую культуру степняков, познакомили их с серпом и косой. Балкарки учили казашек и узбечек вязке шерстяной одежды. Председатели и директора хозяйств уговаривали балкарцев остаться. Они понимали, что в лице спецпереселенцев теряют квалифицированные кадры. До сих пор в бывших азиатских республиках СССР проживает более 1000 балкарцев.
Разрешение вернуться балкарцы получили после развенчания культа личности Сталина на XX съезде КПСС. Основная масса возвращалась весной-летом 1957 года. Родина встретила балкарцев приветливо. Их соседи — кабардинцы — не вселялись в балкарские дома и не трогали оставленного в них имущества. Однако вскоре балкарцы узнали, что многие их земли отошли к Грузии. Это были плоды бериевской политики по созданию «Великой Грузии», в которую должны были войти многие участки северного склона Кавказского хребта. С тех пор балкарцы стали селиться значительно ниже своих прежних сел и активно ассимилироваться в кабардинской и русской среде.
28 марта — во многом искусственная дата. Справедливее было бы отмечать День возрождения 11 февраля, когда вышло постановление о преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую. Многие балкарцы называют принятую дату официального праздника «хромой лошадью»: они не представляют себе, как можно 8 марта, в день насильственного выселения скорбеть по умершим на чужбине, а через двадцать дней веселиться на празднике возрождения. Эту дату учредили по прихоти Валерия Кокова, который спешил потрафить балкарцам и прослыть интернационалистом. Это был довольно неуклюжий реверанс, тем более что средства, выделенные в 90-х государством на дело материальной реабилитации балкарского народа, были расхищены.
***
Сегодня в Кабардино-Балкарии действует национальный балкарский театр, существует ансамбль танца «Балкария», выходят газеты, производятся теле- и радиопередачи на балкарском языке, развивается литература, живопись, музыка, наука.
Многие современные балкарские общественники и ученые настаивают, что виновными в высылке балкарцев следует считать не только Сталина и Берию, но и местных партийных руководителей, поддержавших депортацию. Это первый секретарь обкома КБАССР Зубер Кумехов, нарком внутренних дел КБАССР Константин Бзиава и нарком госбезопасности Сергей Филатов. Составленная ими 23 февраля 1944 года на имя Берии справка о состоянии балкарских районов Кабардино-Балкарской АССР явилась основанием для таких санкций. Еще один конфликт балкарской общественности с властью был спровоцирован указом президента Валерия Кокова о передаче межселенных территорий (то есть земель, принадлежащих жителям сел) в республиканское подчинение.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости