Новости – Общество
Общество
«Национальный костюм — это сама душа народа»
Костюм знатной черкешенки. Реконструкция Мадины Хацуковой. Фото из архива Мадины Хацуковой.
Как черкесам вернули черкеску и почему национальные наряды женщин мало чем отличались от одежды мужчин
30 мая, 2016 18:14
8 мин
21 мая в Национальном музее Кабардино-Балкарской Республики открылась выставка «Зеркало времени». Ее основу составила коллекция гравюр европейских авторов на тему: «Черкесия и образы черкесов конца XVIII-XIX веков». Здесь же экспонируются наряды знатных кабардинцев, которые сшила известный мастер-реконструктор национальной одежды Мадина Хацукова. Она рассказала «Русской планете», что такое черкеска и почему свадебное платье может быть только красного цвета.
«Я долго шла к своему призванию»
Пошивом национальной одежды народов Кавказа Мадина Хацукова занимается уже 20 лет. Определиться с выбором своего дела кандидату химических наук помог случай.
– Как и большинство детей, которые заканчивают школу, я не знала какую профессию выбрать. Поступила на химико-биологический факультет. У меня были прекрасные педагоги, хорошие профессора. Но когда закончила университет, встал тот же вопрос: кем быть. Я не знала куда идти, поэтому пошла в аспирантуру. Когда училась в университете, занималась в ансамбле. Помню, когда первый раз надела национальный костюм, меня охватило такое сильное чувство. В общем, на занятия я ходила только из-за того, чтобы надеть на себя костюм и почувствовать, что соприкоснулась с чем-то родным.
Мастер-реконструктор национальной одежды Мадина Хацукова. Фото из архива Мадины Хацуковой
Мастер-реконструктор национальной одежды Мадина Хацукова. Фото из архива Мадины Хацуковой
– Генетическая память.
– Да. После этого стала замечать, что ко мне попадают старинные вещи: то фартучек от кафтанчика, то книги. У нас рядом сгорела библиотека вечерней школы. Дети разбирали книги, а я мимо проходила. Они мне говорят: «Вам такая книга не нужна?» И дают мне совершенно редкую книгу по национальной адыго-черкесской одежде. И такие знаки в моей жизни были постоянно. Но поскольку родители меня очень просили, я защитила кандидатскую диссертацию. Через неделю после этого мы с сестрой пошли искать помещение под мастерскую. Сначала брали на заказ вещи. Потом все же пришли к национальному костюму. Господни пути неисповедимы. Хоть и долго, но я пришла к своему призванию. Теперь адыгский костюм — моя муза. Благодаря ему я из физика превратилась в лирика. Меня всегда восхищало, как наши предки вдумчиво относились к одежде, к каждой детали, и в эстетическом плане, и в функциональном. Галун не просто так пришивался. Для красоты — да, но и именно там, где нужно укрепить шов, чтобы он не разошелся.
«Черкеска — это одежда воина»
– Говорят, национальную самобытность можно изучать по произведениям искусства, кухне и костюму. О чем рассказывает национальный костюм черкесов? Какой посыл он в себе несет?
– Говоря о национальной одежде, мы подразумеваем прежде всего черкеску. Это национальная одежда адыгов, так называют и кабардинов, и черкесов. Черкеска — это одежда, обнажающая душу. Ее архитектура — это конструктивное воплощение целостного содержания кодекса чести мужчины гор: чувство высокого внутреннего достоинства и ощущения внутренней свободы. Черкеска — это одежда воина, поэтому она очень удобна в носке. Недаром все кавказские народы взяли черкеску себе, даже терские казаки ходили в черкесках.
– Можно сказать, что вы вернули черкесам черкеску. Как это удалось сделать?
– Танцоры мне как-то пожаловались, что им неудобно танцевать, черкеска натирает им плечи. А черкеска и неудобства — это несовместимые вещи. Источников очень мало. В музеях тоже практически нет национальной одежды. Я просмотрела все музейные архивы в Кабардино-Балкарии, Адыгее, Карачаево-Черкессии. Изучала выставку в этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Мне повезло, что в Кабардино-Балкарском музее есть несколько черкесок. По этим черкескам я и восстанавливала старинный крой. Потому что тот крой, по которым шьют сейчас черкески, неправильный. Вместе с директором музея Феликсом Наковым, который хорошо владеет и шашкой, и кинжалом, мы работали над кроем. Сначала я сделала выкройки со старых черкесок. Сшила. Он попробовал: удобно ли в этой черкеске биться шашкой или владеть кинжалом. Пришлось несколько раз переделывать, не было свободы движений, швы врезались в кожу. Так восстановили правильный крой черкески.
Адыгский костюм по рисунку Г.Гагарина "Натухаец из Анапы", 1847 год. Реконструкция Мадины Хацуковой. Фото из архива Мадины Хацуковой.
Адыгский костюм по рисунку Г.Гагарина "Натухаец из Анапы", 1847 год. Реконструкция Мадины Хацуковой. Фото из архива Мадины Хацуковой.
– В чем же особенность?
– Перед черкески и спинка — цельнокроеные. С помощью системы клиньев черкеска расширяется к низу, поэтому очень удобна и для верховой езды, и для пешей битвы.
– На выставке вы представили одежду знатных кабардинцев. Чем-то отличались черкески крестьян от черкесок князей?
– Цветом. Черкеску в основном шили из шерстяных тканей. Белую мог носить только князь. Князя можно было узнать еще по красной кожаной обуви. Поэтому в битвах всегда старались взять в плен воинов в белых черкесках — за них можно было получить хороший выкуп.
«Кавказские амазонки»
По словам Мадины Хацуковой, наряды черкесских женщин мало чем отличались от одежды мужчин. До середины XIX века прекрасные черкешенки обучались наравне с мужчинами и верховой езде, и владению оружием.
– Женское платье напоминает по крою черкеску, отличается от мужской одежды только длиной. На старинных платьях нет даже нагрудных выточек. Это объясняется тем, что каноном красоты была женщина с плоской грудью и тонкой талией. Девочек с семилетнего возраста одевали в корсет, который не давал расти груди. Корсет шили из кожи, вставляли одну дощечку спереди, другую сзади. В этом корсете девушки находились круглосуточно, даже спали в них — так создавалась идеальная фигура. Идеальные параметры еще 150 лет назад вычислялись просто: два обхвата руки должны соответствовать обхвату шеи, а два обхвата шеи — обхвату талии. Если девочка не попадала под эти параметры, ее сажали на диету. Женщины хорошо скакали на лошадях, владели оружием.
– А у таких амазонок и наряд свадебный, наверное, особый был?
– Да, свадебный наряд был особым. Он был богато украшен вышивкой. Его начинали вышивать сразу, как девочка научится держать иголку. Этих платьев осталось мало, они были очень дорогими, так как для вышивки использовали золотые нитки. Как и у многих народов для свадебного платья использовался красно-бордовый цвет. Платье могло быть и другого цвета, но нарукавные подвески и шапочка должны были быть обязательно красного цвета. Даже телегу, которую отправляли за невестой, застилали красной тканью.
– Сейчас становится модным ходить в национальной одежде. Мода на черкесские свадебные платья возвращается?
– Национальный костюм — это сама душа народа. Очень приятно, что сейчас все чаще молодежь использует в своей одежде национальные мотивы. Девушки чаще всего используют нагрудники и пояса. Но если на современное свадебное платье надеть нагрудник и сверху прикрепить пояс, оно не станет традиционным. Молодые девушки, которые хотят пышные белые платья принцессы, думают, что замуж выходят за принца, что жизнь будет легкой и безоблачной, суть семейной жизни они еще не очень понимают. Обычно, за традиционным черкесским свадебным платьем обращаются женщины, созревшие для семейной жизни. Они понимают, что семья — это труд, что нужно расти вместе с семьей. И понимая это, они больше ценят национальную одежду.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости