Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Национальный костюм — это сама душа народа»

Костюм знатной черкешенки. Реконструкция Мадины Хацуковой. Фото из архива Мадины Хацуковой.
Как черкесам вернули черкеску и почему национальные наряды женщин мало чем отличались от одежды мужчин
Наталья Горяйнова
30 мая, 2016 18:14
8 мин
21 мая в Национальном музее Кабардино-Балкарской Республики открылась выставка «Зеркало времени». Ее основу составила коллекция гравюр европейских авторов на тему: «Черкесия и образы черкесов конца XVIII-XIX веков». Здесь же экспонируются наряды знатных кабардинцев, которые сшила известный мастер-реконструктор национальной одежды Мадина Хацукова. Она рассказала «Русской планете», что такое черкеска и почему свадебное платье может быть только красного цвета.
«Я долго шла к своему призванию»
Пошивом национальной одежды народов Кавказа Мадина Хацукова занимается уже 20 лет. Определиться с выбором своего дела кандидату химических наук помог случай.
– Как и большинство детей, которые заканчивают школу, я не знала какую профессию выбрать. Поступила на химико-биологический факультет. У меня были прекрасные педагоги, хорошие профессора. Но когда закончила университет, встал тот же вопрос: кем быть. Я не знала куда идти, поэтому пошла в аспирантуру. Когда училась в университете, занималась в ансамбле. Помню, когда первый раз надела национальный костюм, меня охватило такое сильное чувство. В общем, на занятия я ходила только из-за того, чтобы надеть на себя костюм и почувствовать, что соприкоснулась с чем-то родным.
Мастер-реконструктор национальной одежды Мадина Хацукова. Фото из архива Мадины Хацуковой
Мастер-реконструктор национальной одежды Мадина Хацукова. Фото из архива Мадины Хацуковой
Генетическая память.
– Да. После этого стала замечать, что ко мне попадают старинные вещи: то фартучек от кафтанчика, то книги. У нас рядом сгорела библиотека вечерней школы. Дети разбирали книги, а я мимо проходила. Они мне говорят: «Вам такая книга не нужна?» И дают мне совершенно редкую книгу по национальной адыго-черкесской одежде. И такие знаки в моей жизни были постоянно. Но поскольку родители меня очень просили, я защитила кандидатскую диссертацию. Через неделю после этого мы с сестрой пошли искать помещение под мастерскую. Сначала брали на заказ вещи. Потом все же пришли к национальному костюму. Господни пути неисповедимы. Хоть и долго, но я пришла к своему призванию. Теперь адыгский костюм — моя муза. Благодаря ему я из физика превратилась в лирика. Меня всегда восхищало, как наши предки вдумчиво относились к одежде, к каждой детали, и в эстетическом плане, и в функциональном. Галун не просто так пришивался. Для красоты — да, но и именно там, где нужно укрепить шов, чтобы он не разошелся.
«Черкеска — это одежда воина»
Говорят, национальную самобытность можно изучать по произведениям искусства, кухне и костюму. О чем рассказывает национальный костюм черкесов? Какой посыл он в себе несет?
– Говоря о национальной одежде, мы подразумеваем прежде всего черкеску. Это национальная одежда адыгов, так называют и кабардинов, и черкесов. Черкеска — это одежда, обнажающая душу. Ее архитектура — это конструктивное воплощение целостного содержания кодекса чести мужчины гор: чувство высокого внутреннего достоинства и ощущения внутренней свободы. Черкеска — это одежда воина, поэтому она очень удобна в носке. Недаром все кавказские народы взяли черкеску себе, даже терские казаки ходили в черкесках.
Можно сказать, что вы вернули черкесам черкеску. Как это удалось сделать?
– Танцоры мне как-то пожаловались, что им неудобно танцевать, черкеска натирает им плечи. А черкеска и неудобства — это несовместимые вещи. Источников очень мало. В музеях тоже практически нет национальной одежды.  Я просмотрела все музейные архивы в Кабардино-Балкарии, Адыгее, Карачаево-Черкессии. Изучала выставку в этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Мне повезло, что в Кабардино-Балкарском музее есть несколько черкесок. По этим черкескам я и восстанавливала старинный крой. Потому что тот крой, по которым шьют сейчас черкески, неправильный. Вместе с директором музея Феликсом Наковым, который хорошо владеет и шашкой, и кинжалом, мы работали над кроем. Сначала я сделала выкройки со старых черкесок. Сшила. Он попробовал: удобно ли в этой черкеске биться шашкой или владеть кинжалом. Пришлось несколько раз переделывать, не было свободы движений, швы врезались в кожу. Так восстановили правильный крой черкески.
Адыгский костюм по рисунку Г.Гагарина "Натухаец из Анапы", 1847 год. Реконструкция Мадины Хацуковой. Фото из архива Мадины Хацуковой.
Адыгский костюм по рисунку Г.Гагарина "Натухаец из Анапы", 1847 год. Реконструкция Мадины Хацуковой. Фото из архива Мадины Хацуковой.
В чем же особенность?
– Перед черкески и спинка — цельнокроеные. С помощью системы клиньев черкеска расширяется к низу, поэтому очень удобна и для верховой езды, и для пешей битвы.
На выставке вы представили одежду знатных кабардинцев. Чем-то отличались черкески крестьян от черкесок князей?
– Цветом. Черкеску в основном шили из шерстяных тканей. Белую мог носить только князь. Князя можно было узнать еще по красной кожаной обуви. Поэтому в битвах всегда старались взять в плен воинов в белых черкесках — за них можно было получить хороший выкуп.
«Кавказские амазонки»
По словам Мадины Хацуковой, наряды черкесских женщин мало чем отличались от одежды мужчин. До середины XIX века прекрасные черкешенки обучались наравне с мужчинами и верховой езде, и владению оружием.
– Женское платье напоминает по крою черкеску, отличается от мужской одежды только длиной. На старинных платьях нет даже нагрудных выточек. Это объясняется тем, что каноном красоты была женщина с плоской грудью и тонкой талией. Девочек с семилетнего возраста одевали в корсет, который не давал расти груди. Корсет шили из кожи, вставляли одну дощечку спереди, другую сзади. В этом корсете девушки находились круглосуточно, даже спали в них — так создавалась идеальная фигура. Идеальные параметры еще 150 лет назад вычислялись просто: два обхвата руки должны соответствовать обхвату шеи, а два обхвата шеи — обхвату талии. Если девочка не попадала под эти параметры, ее сажали на диету. Женщины хорошо скакали на лошадях, владели оружием.
А у таких амазонок и наряд свадебный, наверное, особый был?
– Да, свадебный наряд был особым. Он был богато украшен вышивкой. Его начинали вышивать сразу, как девочка научится держать иголку. Этих платьев осталось мало, они были очень дорогими, так как для вышивки использовали золотые нитки. Как и у многих народов для свадебного платья использовался красно-бордовый цвет. Платье могло быть и другого цвета, но нарукавные подвески и шапочка должны были быть обязательно красного цвета. Даже телегу, которую отправляли за невестой, застилали красной тканью.
Сейчас становится модным ходить в национальной одежде. Мода на черкесские свадебные платья возвращается?
– Национальный костюм — это сама душа народа. Очень приятно, что сейчас все чаще молодежь использует в своей одежде национальные мотивы. Девушки чаще всего используют нагрудники и пояса. Но если на современное свадебное платье надеть нагрудник и сверху прикрепить пояс, оно не станет традиционным. Молодые девушки, которые хотят пышные белые платья принцессы, думают, что замуж выходят за принца, что жизнь будет легкой и безоблачной, суть семейной жизни они еще не очень понимают. Обычно, за традиционным черкесским свадебным платьем обращаются женщины, созревшие для семейной жизни. Они понимают, что семья — это труд, что нужно расти вместе с семьей. И понимая это, они больше ценят национальную одежду.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ