«Собирал полотна по чердакам и подвалам»
Даниял Хаджиев с автопортретом Бориса Гуданаева. Фото: Ибрагим Гукемух

Даниял Хаджиев с автопортретом Бориса Гуданаева. Фото: Ибрагим Гукемух

Коллекционер картин малоизвестных кабардино-балкарских художников рассказал «Русской планете» о своем увлечении

Житель города Тырныауза Даниял Хаджиев собирает картины не ради денег, а из любви к искусству. Хаджиев родился в 1951 году в совхозе Ворошиловском Алмаатинской области Казахской ССР, куда его семья вместе с тысячами балкарцев была выслана за год до окончания Великой Отечественной войны. После XX съезда, когда с балкарцев было официально снято клеймо «народа-предателя», Хаджиевы вернулись в родное Баксанское ущелье. Прошло несколько лет, Даниял стал работать учеником электрика в Тырныаузе и параллельно учился в вечерней школе.

– После получения аттестата, в 1974 году я поехал поступать в Ленинградский финансово-экономический институт, — рассказывает «Русской планете» Даниял Асланович. — Он располагался в самом центре города, неподалеку от Эрмитажа и Русского музея. Как-то у входа в Эрмитаж на глаза попалось объявление: «Требуются электрики». Я предложил администрации свои услуги, и был принят на работу. Таким образом, мне удалось совместить приятное с полезным — я получал зарплату электрика, и совершенно бесплатно наслаждался шедеврами изобразительного искусства. После Эрмитажа я перешел на работу в Русский музей и понемногу стал заниматься самообразованием — читал специальную литературу, заинтересовался современным искусством — не только живописью, но и музыкой, и театром. Помню, как в одной из книжек обратил внимание на размышления Кандинского о взаимном соответствии цвета и музыки. Позднее, мне не раз доводилось наблюдать, как художники пишут свои полотна, включив запись какой-нибудь мелодии. Один из близких мне людей, художник Николай Ефименко, многие свои картины писал под произведения Бетховена. Глядя сегодня на его картины, я понимаю, что Кандинский был прав — музыка действительно может отражаться в живописи, как в зеркале, и сегодня, когда я выстраиваю экспозицию, то стараюсь подобрать визуальный ряд под определенную мелодию. Например, для выставки, которая готовится сейчас, я выбрал Рахманинова.

Помещение, где Даниял Асланович готовит новую экспозицию, находится в здании редакции районной газеты «Эльбрусские новости». Оно не приспособлено для выставок, но коллекционеру приходится довольствоваться тем, что есть. В Тырныаузе зала лучше попросту не найти. Здесь и светло, и достаточно просторно, а главный редактор «Эльбрусских новостей» Зухра Газаева помогает, чем может.

– У нас в Тырныаузе в 80-х годах работали талантливые художники, и коллекция моя начиналась с их картин. Многие я приобрел за свои деньги, какие-то, зная о моем увлечении, подарили сами авторы. Сегодня на многие из купленных когда-то работ я смотрю другими глазами. Взять, к примеру, картины того же Николая Ефименко. Николай Иванович — художник-монументалист и человек интересной судьбы. Окончив Краснодарское художественное училище, он попал в Кабардино-Балкарию по распределению. Приехав в республику, стал работать в художественном фонде, в Нальчике, получил хороший заказ от Министерства цветной металлургии — нужно было написать большой триптих о горняках, добывающих вольфрам и молибден на Тырныаузском месторождении. Для знакомства с жизнью и работой горняков Николай Ефименко приехал в Тырныауз, поселился в рабочем поселке. Много писал и через какое-то время повез свои наработки на комиссию в худфонд. Тут и произошел конфликт. Супруге одного из секретарей райкомов Нальчика не понравилось, что на представленных работах у горняков мрачные, усталые лица и что одеты они не очень празднично — в грязные робы. Дама сказала, что эти персонажи не вяжутся с обликом советских рабочих. Некоторые члены комиссии ее поддержали, стали давать Николаю Ивановичу советы. В ответ Ефименко вспылил и в итоге вышел целый скандал. Николай Иванович после этого ушел из худфонда и уже окончательно поселился в том самом горняцком поселке, зарабатывая лишь от случая к случаю. Правда, через несколько лет ситуация изменилась. Его недоброжелатели ушли со своих постов, а Ефименко дали квартиру и, наконец, у него появились заказы. С возрастом он начал тяготеть к абстракции и отошел от реализма. Незадолго до своей смерти Николай Иванович уехал из республики в места, где родился и вырос — на Волгу. Пережитые неурядицы и постоянные стычки с чиновниками подорвали здоровье художника. Николай Ефименко скончался в 1993 году 59 лет от роду. Причина смерти — инсульт. Многие картины Ефименко остались у меня, и недавно мы совместно с Союзом художников, организовали персональную выставку его работ в Национальном музее КБР. В моей коллекции немало работ и другого тырныаузского художника — Сулеймана Будаева, — продолжает коллекционер. — Мы с ним знакомы много лет, часто встречаемся. Говорим об искусстве, спорим. Мне очень нравятся его этюды, которые очень хорошо передают красоту нашей природы. Несмотря на небольшой их формат, я считаю эти работы маленькими шедеврами. Много лет я собирал работы еще одного тырныаузского мастера — Валерия Курданова. Его картины отличаются буйством красок и непосредственностью. Такое ощущение, будто их писал ребенок. Валера, как и вышеперечисленные художники, в фаворе у властей не был, и поэтому его работы сегодня можно увидеть только в частных коллекциях. Помню, как я собирал их по чердакам и подвалам. После смерти Валеры его холсты растащили, даже курятники ими обивали. Многое удалось спасти, но сколько-то, наверняка, пропало. Погиб Курданов по нелепой случайности. Как-то поехал в верховья Малки на пленэр, стоял с этюдником под горой, а в это время наверху работал бульдозер — ровнял площадку. Ни художник, ни бульдозерист не увидели, как с горы сорвался валун, который и убил Валеру. Этот несчастный случай произошел в 1992 году.

В коллекции Данияла Хаджиева есть картины, этюды, рисунки и других, не менее интересных художников Кабардино-Балкарии: Матгерия Анахаева, Виктора Соловьева, Мухтара Узденова, Бориса Гуданаева, Руслана Шамеева, Анатолия Жилова, Андрея Колкутина, Ибрагима Занкишиева, Лиуана Ахматова, Владимира Бакуева и многих других.

– Раньше в конце 80-х — начале 90-х годов я мог позволить себе ездить по стране и покупать картины в разных галереях. В ту пору у меня был вязальный цех, затем строительная фирма, и я неплохо зарабатывал, — рассказывает Даниял Хаджиев. — Но все до копейки я тратил на приобретение картин. Они стоили очень дорого — от 100 рублей за небольшой этюдик. Если сравнить с нынешним состоянием рубля, то эта сумма равнялась примерно 100 тысячам. За некоторые картины и по 7 тысяч приходилось выкладывать — теми еще деньгами. До сих пор храню купленные в то время работы замечательных молдавских художников — Михаила Статного, Ивана Ковтя, Александра Сырбу, Юрия Хоровского, Валентины Бахчеван и многих других. С этими моими разъездами связан один забавный случай. В 1989 году вместе со своим консультантом Сергеем Миненковым я поехал в Кишинев. В тамошней галерее отобрали около 100 работ, примерно на 170 тысяч рублей. С собой таких денег у меня не было и, по возвращении домой, я пошел в банк, чтобы перечислить указанную сумму в Кишинев. В банке были удивлены и спросили: «За что вы перечисляете такие деньги?». Когда я ответил, что за картины, они долго не могли поверить. В конце концов, в платежном поручении написали: «За художественные плакаты».

Даниял Асланович уверен, что в Кабардино-Балкарии можно собрать богатейшую коллекцию прекрасных работ. Он считает, что картины местных мастеров ничуть не уступают лучшим образцам их столичных, питерских и зарубежных коллег. А то, что они почти не известны в России, так это оттого, что не «раскручены» и оттого, что их авторы не пользуются услугами агентов.

– К сожалению, я не знаю, есть ли у нас молодые художники такого же уровня, как мастера поколения 70-х — 90-х годов, — говорит Даниял Асланович. — Если и есть, то я ничего о них не знаю. Не знаю, где можно было бы познакомиться с их работами. Исключение составляют только два человека — Имара Аккизова и Ася Абаева. Их отцы — Якуб Аккизов и Виктор Абаев принадлежат к поколению мастеров старшего поколения. К сожалению, обоих уже нет в живых. В наше время на этом специфическом рынке появилось много откровенной халтуры.

Сейчас у коллекционера хранится более тысячи картин и рисунков. Где их хранить и кому передать, Хаджиев не знает.

– Есть молодой человек, родственник, который в случае чего может закрыть картины на ключ и хранить их определенное время. Но это ведь не дело. Нужно придать коллекции статус, составить каталог, найти нормальное помещение, где картины могли бы, если и не выставляться, то хотя бы благополучно храниться между выставками. Я готов отдать свою коллекцию в муниципальную собственность, но опасаюсь за ее сохранность. Все же отвечать за нее должен человек не чуждый искусству, заинтересованный.

Первые картины Даниял Асланович хранил дома, но вскоре их число выросло, и они перестали там помещаться.

– В 1991 году, после того, как Ефименко уехал из Тырныауза, я перенес коллекцию к нему, в опустевшую квартиру, — говорит Хаджиев. — Дом был старенький, и пару раз квартиру затапливало. Картины приходилось в буквальном смысле спасать, и я решил переместить их во Дворец культуры города Тырныауза. В ДК под хранилище мне выделили две комнаты, но с началом отопительного сезона прорвало трубу, и одну из комнат, где лежали картины, залило. Узнав об этом, я вытащил все, что хранилось в затопленной комнате и, высушив, переложил в другую, которая оставалась сухой. Но так случилось, что на следующую же ночь затопило и ее. Пришлось вновь предпринимать сверхусилия, чтобы спасти работы от влаги. В помещении редакции «Эльбрусских новостей» моя коллекция находится вот уже десять лет. Здесь картины хранятся, здесь же я иногда организовываю экспозиции. Хочу еще раз поблагодарить руководство и весь коллектив редакции за то, что терпят меня и мои картины, которыми забиты все сколько-нибудь подходящие для их хранения помещения и даже коридор. У городского и районного бюджета попросту нет возможности для того, чтобы выделить мне соответствующую площадь для хранения и экспонирования картин. Но, надеюсь все же на благоприятный исход и на то, что найдутся люди, способные добиться положительного решения проблемы.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»