Отец Лоран из Благовещенки
Отец Лаврентий читает проповедь. Фото: Ибрагим Гукемух

Отец Лаврентий читает проповедь. Фото: Ибрагим Гукемух

«Русская планета» изучала, как живут католики в Кабардино-Балкарии

С настоятелем католического прихода Святого Иосифа отцом Лораном или, как он сам представился, Лаврентием, мы встретились у порога квартиры, которую снимает приход для своей церкви. Квартира находится в центральной части Нальчика, в районе популярного у горожан «зеленого» рынка. В этот день отец Лаврентий торопился на службу в селение Благовещенка Баксанского района Кабардино-Балкарии, где сегодня находится один из наиболее значительных католических приходов на территории республики. Мы пристраиваемся на автомобиле нашего друга к микроавтобусу отца Лаврентия, и наша маленькая колонна выезжает из Нальчика в Благовещенку. Настоятеля сопровождают приехавшая на днях из Франции сестра Бенедикта и познакомивший нас с отцом Лаврентием монах, уроженец Литвы брат Дисмас. В прошлой, мирской жизни Дисмас жил в Литовской ССР и работал инженером в крупном производственном объединении.

Прихожане и «захожане»

– Раньше католиков в КБР было намного больше, — говорит отец Лаврентий. — Сейчас тех, кого можно считать верующими католиками, здесь немногим более 150 человек. Это те, кто регулярно посещает церковные службы, участвует в церковных праздниках. Сильно сократилось число проживающих здесь католиков в конце XX века. Дело в том, что раньше большинство из них составляли немцы, которые в конце 80-х — начале 90-х годов стали массово выезжать из СССР на свою прародину, в Германию. Сейчас нашу общину в КБР в большинстве своем составляют выходцы из западных областей Белоруссии и Украины.

И настоятель отец Лаврентий, и монах брат Дисмас некогда служили в католическом приходе во Франции, а затем отправились служить на Кавказ. Приход в селении Благовещенка носит созвучное с названием села имя: «Приход Благовещения». После службы, которую вел брат Лаврентий, мы встретились с одной из старейших прихожан Валентиной, и она рассказала о возникновении католической общины в КБР и, в частности, в Благовещенке.

– Община возникла в XIX веке, в период появления на Северном Кавказе немецких колоний и экономий. Несколько колоний располагалось и на территории Кабарды, а затем и КБАССР. Например, в Нальчике существовал квартал, который в народе именовался «немецкой колонкой». Позднее община выросла за счет появления в Кабарде переселенцев из западных областей страны. Насколько мне известно, переселение из Белоруссии связано с голодом и советско-польской войной 1920 года, в результате которой западные территории бывшей Российской Империи отошли Польше. В те годы бегство местного населения из захваченных поляками районов Белоруссии и Украины было массовым, так как польское правительство видело в каждом белорусе или украинце «большевистского агента».

На вопрос о том, есть ли среди представителей коренных народов Кабардино-Балкарии люди, исповедующие католическую веру, отец Лаврентий отвечает отрицательно.

– Во всяком случае, я такой информацией не владею, — отвечает настоятель, — а потом есть, как мы иногда шутим, прихожане, а есть «захожане». Вторых много и они не поддаются учету. Если брать историю, то жители Северного Кавказа познакомились с католической верой еще до татаро-монгольского нашествия. Первые генуэзские миссии появились на Кавказе тогда же, когда появились и генуэзские фактории.

Швепс, Кэп и Буян

Настоятель брат Лаврентий приезжает в Благовещенку во вторник, субботу и воскресенье. В эти дни, обычно часам к 11, сюда, в приход Благовещения, родители — католики из разных уголков Кабардино-Балкарии привозят своих детей. Обычно их больше 30. Кроме службы в местном храме и совместной трапезы их ждут уроки Закона Божьего. Здесь есть уголки, где можно с комфортом отдохнуть. Здание храма стоит в центре ухоженного сада — с проложенными дорожками, беседками, кустами и деревьями. У одной из беседок — бассейн. Здание храма украшено рельефным орнаментом. Часть храма достраивается, но место для проведения служб есть. Иногда вместе с детьми занятия по Закону Божьему посещают и родители.

Отец Лаврентий показывает территорию, на которой расположен приход. Перед входом в храм колоколенка. Ударом в колокол здесь извещают о начале службы. За храмом следуют хозпостройки — летняя и зимняя кухни, столовая — она же учебный класс, тут стоит пианино. Одна из беседок в теплое время года используется в качестве столовой. С отцом Лаврентием мы переходим дорогу, и он открывает ворота на противоположной стороне улицы.

– А здесь у нас конюшня и хозяйство, — объясняет настоятель, — что-то типа школы верховой езды для детей.

Поочередно открывая и закрывая множество калиток, обходим хозяйство. Небольшой манеж, где детей прихожан обучают верховой езде. Поляна, окруженная высокими деревьями. На поляне пасутся стреноженные питомцы приюта — кобыла Луна и жеребцы Швепс, Кэп и Буян. Все одной, темно-гнедой, почти вороной масти. Отец Лаврентий обожает лошадей. Потрепав по морде любопытного Швепса, который проявляет к фотоаппарату излишний интерес, отец Лаврентий говорит:

– Двух лошадей мы купили у заводчиков, а еще две — подарок от друзей. Это лошади кабардинской верховой породы, — говорит отец Лаврентий. — Я старался подобрать всех одной масти. Корма мы достаем по-разному. Часто нам помогают обычные люди, необязательно наши прихожане, иногда что-то приходится покупать, но большую часть нашего бюджета составляют пожертвования и не только от местной общины, но и от католиков, проживающих в европейских странах.

Отец Лаврентий показывает конюшню — денники, мастерскую, место, где хранятся седла и сбруя. Ни в том, ни в другом, как видно, приют Благовещения дефицита не испытывает — все в достаточном количестве, все на своих местах, включая жокейские каски. Рядом на верстаке — шорный инструмент.

– Один из местных обещал мне подарить настоящее черкесское седло, — говорит отец Лаврентий. — Интересно будет его опробовать.

«Я думал, что еду в исламскую республику»

По тому, как любовно осматривает он конскую амуницию, видно, что он много внимания уделяет конюшне и вообще хозяйству. И он, и монах брат Дисмас одеты в «хабиты» — длинную до пят одежду с капюшоном, которую подпоясывают кожаным ремнем. К ремню привязаны деревянные четки. Когда отец Лаврентий общается с лошадьми, он напоминает средневекового всадника из монашеского ордена.

– Мы пробовали держать здесь корову, овец, кур, — говорит отец Лаврентий, — но оказалось, что содержать такое количество животных попросту нерентабельно. Проще и дешевле закупать у населения или на рынке. Другое дело, что отсутствие в хозяйстве животных лишает нас возможности заниматься простым и здоровым крестьянским трудом на свежем воздухе. Хотя и без этого есть куда прикладывать силы. В Кабардино-Балкарии действует несколько приходов. Это приход Благовещения, где мы и находимся, приход Святого Иосифа в Нальчике и приход Святого Семейства в Прохладном. Кроме того, мы сотрудничаем с сестрами из общины Матери Терезы. Они ухаживают за больными, снимая два помещения на десять коек.

Отец Лаврентий приехал в Кабардино-Балкарию пять лет назад и о своих первых впечатлениях и открытиях рассказывает с улыбкой:

– До того, как отправиться сюда, в КБР, я просмотрел кое-какую информацию о республике, об истории и вероисповеданиях проживающих здесь народов и был убежден, что еду в исламскую республику, где в быту строго соблюдаются мусульманские законы. О том, что все не совсем так, я стал догадываться сразу по приезде, когда увидел открытую и почти круглосуточную продажу спиртных напитков и сигарет. В селении Благовещенка, да и во многих других населенных пунктах КБР процветало безделье и пьянство, то есть образ жизни, который осуждается любой из мировых религий. Тогда-то и возникла идея открыть что-то вроде конного клуба, где могли бы с пользой проводить время дети из неблагополучных семей. Сегодня же к нам в определенные дни приезжают все желающие прихожане. Если же говорить о впечатлении от общения с жителями Кабардино-Балкарии, без различия национальности и вероисповедания, то оно и тогда, и сейчас благоприятное. Народ здесь терпим и трудолюбив. А что касается Благовещенки, то это село всегда было интернациональным. Здесь вместе с украинцами, русскими и белорусами проживают кабардинцы, осетины, представители других национальностей, и мы всегда открыты для общения или обсуждения проблем с представителями других традиционных конфессий.

«За всю жизнь ни одной картины в своем городе не продал» Далее в рубрике «За всю жизнь ни одной картины в своем городе не продал»Народный художник Кабардино-Балкарии Андрей Колкутин рассказал «Русской планете», за что любит провинцию Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»