Изучение родных языков в КБР будут мотивировать на высоком уровне

Как мотивировать учителей, какой стимул глубже изучать родные языки станет эффективным для подрастающего поколения? Найти ответы на эти вопросы, выслушать мнение специалистов и найти общее решение – это стало предметом дискуссии на совещании с участием представителей Парламента КБР, научного и педагогического сообществ, общественных деятелей.

Речь шла о состоянии преподавания предметов национально-региональной направленности в образовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики, подготовке и существующей потребности в преподавателях кабардинского и балкарского языков, обеспечении учебной и учебно-методической литературой по кабардинскому и балкарскому языкам. Как сообщил министр образования и науки КБР Пшикан Семёнов, с целью обеспечения доступности качественного образования по предметам национально-региональной направленности и успешной этнокультурной социализации учащихся в рамках республиканской целевой программы «Модернизация учебной книги на родных языках на 2007-2011 годы» были переработаны учебники по кабардинскому и балкарскому языкам и литературе, вновь созданы методические пособия для учителей.

В рамках подпрограммы «Развитие этнокультурного образования» РЦП «Развитие образования в КБР на 2012-2016 годы» повышают квалификацию педагогические кадры, совершенствуются содержание, методики и технологии преподавания родных языков в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов. По словам министра, приобретены 200 комплектов современных наглядных пособий для оснащения кабинетов родных языков, подготовлен к изданию методический сборник по проблемам сохранения и развития языков народов КБР, разработан комплексный план повышения квалификации учителей. В 2013 году на разработку УМК, мультимедийных пособий, аудио- и видеоматериалов, обучающих программ и словарей в рамках подпрограммы в республиканском бюджете предусмотрено около 3 миллионов рублей. Пшикан Семенов рассказал, что пополняются фонды библиотек, распространяется опыт лучших образовательных учреждений и педагогов республики, проводятся творческие конкурсы.

Вместе с тем сохраняется ряд нерешенных вопросов. Это отсутствие мультимедийных программ по предметам национально-региональной направленности, недоукомплектованность штатов образовательных учреждений преподавателями родных языков и литературы. Ректор Кабардино-Балкарского госуниверситета Барасби Карамурзов предложил ряд конкретных мер по сохранению и развитию родных языков. Среди них - создание анимационных фильмов на основе фольклора, народного эпоса и развитие национальных театров. А самое главное, на взгляд ректора, поднять статус учителя. Преподавателей национальных языков необходимо дополнительно стимулировать высокими зарплатами или определенными льготами.

Завотделом адыгской филологии института гуманитарных исследований Хамиша Тимижев говорил о необходимости разработки программы развития языков и создании новых образовательных стандартов. Главный редактор газеты «Заман» Жамал Аттаев обратил внимание на целесообразность расширения использования государственных языков, коими являются наряду с русским кабардинский и балкарский. Например, было бы логичным, если б вывески на зданиях официальных учреждений, коммерческих фирм, объектов бытового обслуживания и торговли были на трех языках, учитывать это и при изготовлении наружной рекламы - важного визуального средства воздействия.

Главный редактор газеты «Адыгэ псалъэ» Мухамед Хафицэ представил предложения по созданию программы сохранения и развития языков народов КБР. В ней обозначены пути усовершенствования их преподавания в школах, стимулирование глубокого изучения национальных языков проведением творческих конкурсов, премиями и грантами. Наряду с этим, предложено учредить день родного языка, ввести двуязычие в школах, обеспечить учащихся бесплатными учебниками по родным языкам и литературе, создать учебно-методические центры. Принявшие участие в обсуждении учителя-практики и сотрудники органов управления образованием республики были единодушны во мнении о необходимости сохранения и развития национальной самобытности, бережного отношения к родному языку.

Прозвучали призывы и о возвращении обучения на родных языках в начальных классах. А по мнению руководителя Кабардино-Балкарского научного центра РАН Петра Иванова, гуманитарную часть образования на родных языках следует продолжать вплоть до окончания вуза. Ученый считает, что в условиях глобализации образование должно оставаться светским, а воспитание – национальным. Подводя итог встрече, Председатель Правительства заявил, что в ближайшее время под руководством его заместителя Галины Портовой будет создана рабочая группа, которая займется более детальным рассмотрением озвученных предложений и разработкой конкретных мер по их реализации. Главная из задач, по его мнению,- заинтересовать и педагогов, и учеников в стремлении лучше и глубже изучать родные языки.

Новости по теме

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»