«За всю жизнь ни одной картины в своем городе не продал»
Андрей Колкутин. Фото: Юлия Верниковская

Андрей Колкутин. Фото: Юлия Верниковская

Народный художник Кабардино-Балкарии Андрей Колкутин рассказал «Русской планете», за что любит провинцию

Андрей Колкутин только что вернулся из столицы Кыргызстана, Бишкека, где с триумфом прошла его персональная выставка. Теперь художник повезет свои работы в Данию, куда его приглашают ежегодно.

Работы нальчанина Андрея Колкутина хранятся в Третьяковской галерее, Волгоградской картинной галерее, Тульском художественном музее, в коллекциях банков «Инкомбанк» и «Столичный», московского музейно-выставочного комплекса «Олимп». Кроме того, в частных коллекциях в России и за рубежом: в коллекциях Мишеля Брошетена и Эрика Гари в Париже, Келя Бернагера и Пера Норхавена в датском Виборге, в собрании Дитера Рикерта в Мюнхене, доктора Вальдхайма в Базеле и других. И, конечно, в Государственном музее изобразительных искусств Кабардино-Балкарии.

Член Союза художников России, закончивший ленинградский институт имени И. Е. Репина, Андрей Колкутин почти всю жизнь живет в Нальчике — городе с населением 300 тысяч человек, где строительство картинной галереи только планируют, а работы художника купить пока никто не в состоянии. Да и в голову никому не приходит: в провинциальных городах у людей другие заботы. «За всю жизнь ни одной картины я в своем городе не продал», — говорит художник.

Однако Андрей Колкутин, имеющий знакомых и друзей в Москве, Санкт-Петербурге, за рубежом, и регулярно получающий заманчивые предложения, переезжать куда-либо из провинции отказывается. Андрей говорит, что Нальчик для него — лучшая творческая среда и источник вдохновения. Город, где живут воспоминания детства.

– Кроме того, обращение к теме провинции связано с людьми, проживающими в ней, с их теплотой, достоинством, жизнестойкостью. Не зря Франсуа Мориак говорил, что без провинциального нет человеческого, — объясняет художник. Он говорит, что можно, конечно, ездить в Москву по делам, но жить надо в провинции — это другие темпы, другие расстояния, другие чувства и отношения.

– И мама у меня здесь, как же я ее брошу? Надо рядом быть, — говорит Андрей.

Работы Колкутина, представляющие собой синтез супрематизма, русского лубка и иконописи, демонстрируют влияние Казимира Малевича, творчество которого Андрей Колкутин постигает уже много лет. А темы его работ — это сценки провинциальной жизни: «Торговка семечками», «Пасха», «Дурак на поминках» и многочисленные старушки, про которых Андрей говорит, что каждая из них — это целая вселенная. Художник с нежностью вспоминает свою бабушку, которая когда-то отвела внука в художественную школу. Ее портреты — в числе ранних работ Андрея. А герои поздних работ на библейские сюжеты тоже напоминают любимых Андреем жителей провинции.

Многих удивляет, что в маленьком Нальчике вот уже многие годы работает не один десяток сильных, известных за пределами республики, а иногда и России, художников: Андрей Колкутин, Рустам Тураев, Руслан Цримов, Муаед и Михаил Аксировы, Михаил Горлов, Руслан Шамеев, Владимир Марченко. Десяткам живописцев и графиков, живущих в Нальчике, приходится работать «на экспорт», вывозя свои работы в другие города и страны. И при этом подрабатывать преподавателями, оформителями, а иногда и сторожами. Однако из Нальчика никто уезжать не торопится. А уехавшие вскоре возвращаются в столицу Кабардино-Балкарии, как, например, молодой график Аслан Оразаев. Вернувшись в Нальчик из Москвы, сейчас он готовится к персональной выставке в столице России.

– В провинции спокойно, не надо куда-то рваться, торопиться. Большинство наших художников уже привыкли бедствовать. Но ведь чтобы что-то заработать, нужно шевелиться. Я свои связи приобрел много лет назад, когда в одиночку ездил по стране, показывал свои работы, попадал на всесоюзные выставки. Потом Советский Союз развалился, а организаторы этих всесоюзных и всероссийских выставок стали успешными галерейщиками, которые меня по тем временам помнили, — рассказывает Колкутин. Он считает, что самый страшный враг и самая большая беда провинциального художника — его инертность. «И жаловаться тут не на кого, кроме себя», — говорит Андрей Колкутин.

Он, в очередной раз возвращаясь из Москвы или из-за границы, с увлечением рассказывает, на каких приемах был, что видел и чем его угощали, как и где он танцевал свой любимый испанский танец, а потом говорит: «Нет, жить там я бы не хотел».

К 50 годам за плечами Андрея Колкутина были выставки во многих городах мира — первая премия на биеннале живописи в Софии, выставка советских художников в Пекине, «Шесть современных советских художников» в Париже, персональные выставки в датском Кортрейке, в Музее религиозного искусства Лендвика (Дания), в московских ЦДХ и «Манеже», в Доме художников в Иерусалиме. Киев, Одесса, Сочи, снова Париж, «Галереи в Галерее» в Третьяковке, а также несколько персональных выставок в Кабардино-Балкарии.

Вернувшись после учебы в Санкт-Петербурге в Нальчик, Андрей Колкутин пережил нелегкие годы. Еще в студенческие времена он женился на студентке Ленинградского института культуры Айгюль Кадыралиевой из Киргизии, и к концу учебы уже был папой дочери Элины. В Нальчике художника Колкутина с семьей особо не ждали, поэтому ему пришлось кочевать с квартиры на квартиру. Тогда, чтобы прокормить семью, он писал портреты отдыхающих на курорте Нальчик по 5 рублей за штуку и работал художником в кинотеатре.

– Но я не смог вынести унижения, когда за спиной во время работы директор, раскачиваясь с пятки на носок, монотонно повторял: «Быстрее, быстрее, еще быстрее». Я обернулся и обругал его. И меня уволили, — рассказывает Андрей.

Чтобы дать возможность мужу-художнику творить, не задумываясь о заработке, его супруга Айгюль, сидевшая дома уже с двумя маленькими детьми, устроилась работать официанткой в частный ресторан «Элита». И трудилась там десять лет, пока поиски собственного художественного языка ее супруга не увенчались успехом.

– Бывали дни, когда пятачка на проезд не было. Раз уж муж большой талант, значит, мне нужно было об этом позаботиться, — объясняет Айгюль.

Звание «Народный художник Кабардино-Балкарии» Андрей Колкутин получил, можно сказать, случайно. Друг художника, журналист Игорь Терехов на пресс-конференции тогдашнего главы республики задал Арсену Канокову вопрос, почему не дают званий действительно талантливым художникам, не выпячивающим себя, таким, как, например, Андрей Колкутин? И через несколько месяцев Колкутину было присвоено почетное звание «Народный художник Кабардино-Балкарии».

– Я, как всякий нормальный художник, к званиям отношусь спокойно. В Дании, где я часто бываю, например, вообще никаких званий нет. Но я чувствую, как меняется отношение нового знакомого, когда я представляюсь: «Народный художник Кабардино-Балкарии», — говорит Андрей.

Жена художника Айгюль, дождавшись, пока ее талантливый муж встанет на ноги и, вырастив двух дочерей, наконец, получила возможность тоже заняться искусством. Ее жанр — это вышитые картины по мотивам работ мужа, поклонницей таланта которого она является всю жизнь. На каждую картину, будь то подушка, покрывало или накидка, уходит столько времени и сил, что продавать все это ей кажется кощунством. Хотя такое и в Нальчике бы охотно купили. Андрей Колкутин говорит жене, что пора сделать выставку ее работ, однако Айгюль пока стесняется все это показывать. Говорит: «Ну что там, рукоделие».

От провинциальной жизни Айгюль Кадыралиева не в восторге, но говорит, что всегда будет там, где захочет жить ее супруг: «Ничего не поделаешь, куда мы теперь друг без друга».

«Проблем много, но мы их решим» Далее в рубрике «Проблем много, но мы их решим»Корреспондент «Русской планеты» встретился с двумя самодеятельными социологами, которым небезразлично то, что происходит на их малой родине Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»