«Этническая музыка — не музейный экспонат»
Фольклорная экспедиция. Фото: архив Ored Recordings

Фольклорная экспедиция. Фото: архив Ored Recordings

Как песни даргинской бабушки и черкесского дедушки попали в хипстерский плей-лист

Музыка кабардинобалкарского фолк-лейбла Ored Recordings звучит на лондонском радио NTS, в фильмах Винсента Муна, а их работу оценил проект Wire. Основатели лейбла Булат Халилов и Тимур Кодзоков очень не любят, когда их называют «хранителями кавказского фольклора» и каждый раз доказывают, что этническая музыка — не музейный экспонат. «Русской планете» Булат Халилов рассказал о лучших треках и видео, в том числе — неизданных.

– Свои короткие фильмы французский режиссер и путешественник Винсент Мун снял во время нашей чеченской экспедиции, — рассказывает РП Булат. — На них — зикр, поминальный обряд из медитативной практики суфизма. Во время зикра мусульмане восхваляют Всевышнего. На поминки, на дни рождения святых — в Чечне всегда где-нибудь проводится зикр.

Этот обряд либо нравится, либо пугает, когда видишь его в первый раз. А если вживую — то впечатление многократно усиливается.

– Люди не возражают, когда вы их снимаете?

– Люди не против записи, они понимают, что рассказ об их ценностях — это хорошо. Так что договориться было несложно, нас даже приглашали поучаствовать. Единственный запрет — нельзя ступать в центр круга, в нем — столп божественной энергии.

Когда мы отправлялись в Чечню, у нас был проводник Абубакар. У него двенадцать детей, он очень религиозный человек. Естественно, он ходит на зикры, иногда сам их устраивает. Но для нас он ничего специально не организовывал.

– Как к обрядовой музыке отнесся Винсент Мун?

– У иностранцев на Кавказе иногда просыпается постколониальное мышление, и это нормального человека оскорбляет. Они вроде ведут себя как обычно, ходят, общаются, но про себя думают: «Какие романтичные дикари!» Смотрят как на музейные экспонаты, эстетизируют чужие страдания. И это всегда заметно, и всегда обидно. Мун не такой, он с уважением подошел к передаче культуры чеченских суфиев. А мы помогли ему с записью звука.

Будничная магия

– В позапрошлом году мы ездили в Акушинский район Дагестана, там побывали в даргинском селе Гапшима. Проводники помогли нам, познакомили со своими родственниками, приглашали в гости. Нас приводили в дом, и после застолья мы просили женщин исполнить пару старинных песен, — продолжает Булат. — Во время работы были моменты, когда мне казалось — нам одну и ту же песню поют. Но нет. Есть стандартные музыкальные формы, под традиционную мелодию придумывается свой текст. Если упростить и говорить современными терминами, это что-то вроде хип-хопа или рэпа, но более аутентичное.

– О чем обычно поют?

Человек начинает петь, чтобы отвлечься от рутинного труда. Когда пашут в поле, не поют о том, как пашут в поле, а поют о любви. Своего рода будничная магия. Даргинки во время записи импровизировали, складывали песни на ходу и все это — на старинный мотив. Они поют о страсти и о смерти. Был момент, женщина начала петь, и все вокруг заплакали.

Есть песни бытовые, обрядовые и магические. Например, бабушки из лакского селения Балхар (того самого, где делают знаменитую балхарскую керамику. — Примеч. РП) поделились такими песнями с нами. Во время экспедиции в Чечню мы записали Маисат Мидаеву, которая спела о депортации чеченцев. В этой песне она описывает лишения, которые пережил ее народ, и проклинает Сталина. Хотя сюжет далек от традиционного эпоса, это тоже фольклор.

Булат Халилов и Тимур Кодзоков. Фото: архив Ored Recordings

Булат Халилов и Тимур Кодзоков. Фото: архив Ored Recordings

– Какая музыка звучала на лондонском радио?

– Мы соединили неизданные треки и архивные записи с начала XX века. Получилась антология адыгского фольклора. Этот микс заметили на лондонском онлайн-радио NTS, он звучал в эфире в рамках радио-шоу «Death is Not the End».

– Готовите что-то новое?

– Мы записали черкесские дореволюционные танцевальные наигрыши. Трек пока не издан, видео выложено в демо-режиме. Аскерби Унароков согласился сыграть для нас на пшынэ (Гармонь в адыгской традиции — Примеч. РП). Писали мы его в Майкопе, после концерта.

Эта гармошка — вятская, в Россию она пришла из Италии, а к адыгам — от русских. Самые аутентичные мелодии для нее — конца XIX и начала XX века. Аскерби играет старинные темы, но в то же время он — один из авторов некогда популярной песни «Черные глаза».

 Видео: YouTube

«Фольклор не лучше современной музыки, он другой»

– Очень важно понимать, что мы не воспитатели, — говорит Булат, — мы не возрождаем великую традицию, никого не учим патриотизму и не придумываем пропагандистскую машину времени. Музыка, которую мы записываем, это не просто отголоски прошлого, это наш век, она происходит сегодня. Фольклор не лучше современной музыки, он другой.

– Как вы находите авторов?

– Иногда очень помогает YouTube. Внук своего дедушку во время исполнения наигрышей записал или друзья за столом сидят и поют — такие ролики показывают, каких героев нам надо разыскать. Еще локальное телевидение, хотя на местных фестивалях все обычно перемешано — и фольклор, и эстрада. Полезно общаться с фольклористами, но с ними бывают сложности — в самом начале работы лейбла нам не очень-то доверяли. Фольклор — вещь хрупкая, мало ли как мы его запишем и как подадим? А с другой стороны, у каждого фольклориста есть свой архив записей, и если он будет делиться контактами, уникальность его собрания пропадет.

Все-таки мы делаем не шоу «Голос», где надо выбрать самого классного певца, мы записываем фольклор, и через песню продлеваем память об исполнителях.

– То есть, это все-таки музей?

– Мы фольклорный арт-проект, а не этнографический институт. Ничего нового не придумываем. Известные европейские фолк-лейблы, например — Ocora, Kink Gong, Sahel Sounds, Sublime Frequencies, ездят в экспедиции по всему миру, собирают народную музыку, а потом ее издают. Наша уникальность в том, что мы все-таки инсайдеры. И мы не превращаем сбор фолка в собрание древностей. Музыка — живая, ее надо слушать, а не хранить в витрине, не сдувать пылинки.

– А как узнать, относится ли песня к фольклору, или это переделанная версия по мотивам советской эстрады?

– Аутентичность — не вопрос древности, а вопрос появления песни. Фолк всегда рождается в народной среде, где, как правило, нет профессиональных композиторов и поэтов.

Порой ради соблюдения гостеприимства исполнитель может сказать, что песня — старинная, чтобы, как ему кажется, нас не обидеть. Однажды мы записывали осетинского сказителя, и у него в каждой песне звучало слово «кашкон» — это значит кабардинец на осетинском. Он добавлял его в текст, просто чтобы сделать мне приятно, потому что я кабардинец.

Иногда люди сами не могут разобраться — где намешана советская эстрада, а где — фольклор. Поэтому нельзя делать поспешные выводы, чтобы не записать «клюкву», псевдофольклор. Если же такое случилось, то это обязательно нужно прокомментировать.

– Аудиторию как для себя определяете?

– Условно слушателей можно разделить на три группы. Первая — меломаны, которые любят разную музыку, вторая — молодежь из тех народов, чьи песни мы записываем и третья — профессиональные этнографы и фольклористы.

Есть еще иностранная аудитория. Нам часто пишут и спрашивают — как купить альбом на физическом носителе? В Европе сейчас в большом ходу винил. Поэтому мы планируем выпускать релизы и в таком формате. Даргинские бабушки впервые выйдут на пластинках.

«Казахи верили, что к ним везут людоедов» Далее в рубрике «Казахи верили, что к ним везут людоедов»Историк Кавказа — о том, как проходила и чем закончилась депортация балкарцев 1940-х годов Читайте в рубрике «Титульная страница» «Собака лает – караван идет»Депутаты могли привлечь Зюганова к уголовной ответственности, но не стали «Собака лает – караван идет»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»